Анатолий Герасимов - Саундтрек к игре "Полная труба"
Year: 2003
Genre: Avantgarde, Jazz, Ambient
Rate: (8.5/10) ********'
Part I
Сегодня у нас релиз очень необычный – и в каком-то смысле даже несуществующий (как и обложка к нему). В 2003 г. стараниями мультипликатора Ивана Максимова вышел абсурдистский квест «Полная труба». Совершенно нездешние персонажи, с любовью и талантом нарисованные Максимовым, интересные индустриальные локации, дополняющие концепцию бытия трубных жителей, и идиотские головоломки, основанные на нестандартном (а порою – и безумном) применении стандартных предметов к интерьеру и персонажам, поднимают этот квест над подобными на целый уровень. Игрушка примечательна не только вышеперечисленным, но и тем, что у нее такой офигенный саундтрек, причем музыка добавляет плюсов едва ли не столько же, сколько и все остальное. Одна только беда – отдельно от игры, похоже, саундтрек не издавался, поэтому пришлось перекодировать ogg-файлы из директории с игрой в mp3, и исходное качество их весьма стремное – всего лишь 112 kbps. Если вдруг кто видел этот саундтрек в качестве – отзовитесь! В интернете найти не удалось (
Музыку к игре написал Анатолий Герасимов – советский и российский саксофонист, флейтист и композитор. Судьба этого человека столь же необычна, сколь авангардна его музыка. Он родился в СССР, окончил музыкальную школу, засветился на московском джазовом фестивале в далеком 1968 г. Попрозябав в унылом Союзе еще лет 5 (при этом обретя огромную известность в узких кругах), Анатолий вскоре понял, что ему нужнее всего. В начале 70-х в СССР приехали на гастроли два величайших джаз-бэнда – Эллингтона и Джонса-Льюиса. Герасимов начал ездить вслед за ними по всем городам, селам и хуторам – при случае вместе с ними играл, дарил свои партитуры, учился и всячески пропитывался буржуазными миазмами. Наконец, джазмены отъездили все, что хотели и укатили к себе домой, оставив Анатолия один на один со счастливым социализмом. Грустил он недолго – в 1973 г. советское правительство разрешило этническим евреям эмигрировать в Израиль. Герасимов был до мозга костей русским, но тут проявил недюжую смекалку, присущую скорее богоизбранному народу, – он придумал себе еврейскую бабушку и понес заявление для вызова на репатриацию. Как ни странно, прокатило, но в Израиль его не пустили, в итоге Герасимов осел на какое-то время в Италии, а затем, наконец, улетел в Нью-Йорк. Работу там он нашел на удивление быстро. Прямо на улице Анатолий совершенно случайно увидел Дюка Эллингтона, подошел поздороваться, тот его вспомнил и пригласил играть к себе в оркестр. За почти 20 лет на чужбине (Нью-Йорк, затем Париж) Анатолий успел поиграть с Джако Пасториусом, Четом Бейкером, Элвином Джонсом, Питером Хэммилом, Джоном Скофилдом и др. В Париже Анатолий познакомился с русским поэтом Алексеем Хвостенко, и тот утащил его в 1995 г. в Россию на запись совместного с Аукцыоном альбома. В 1997 г. Анатолий получил российское гражданство и стал жить в Москве, продолжая сотрудничать с ярчайшими российским джазменами и музыкантами других жанров. К сожалению, в 2013 г. Анатолий Герасимов умер на 68-м году жизни.
Хулиганский и шизофренический саундтрек к «Полной трубе» больше походит на какой-то джем, затеянный музыкантами-психонавтами в процессе приема нескольких видов наркотиков. Наличие всяческих «конкретных» звуков типа стука молотка по трубе, дребезжания стеклянных бутылок или журчания воды тесно сплетается с «канализационной» по локациям и «алкоголичной» по содержанию атмосферой игры, прекрасно дополняя картинку и характер выполняемых задач. Иногда Герасимов как будто начинает цитировать что-то из джазовых стандартов, но продолжения вы так и не слышите, и эти микроцитаты становятся живыми сэмплами, из которых отчасти построена повествовательная ткань саундтрека. К сожалению, порядок треков в директории не соответствует последовательности их в игре, и я не стал исправлять это, поскольку считаю, что саундтрек этой игры вполне самодостаточен. Второй косяк в том, что треки не имеют заголовков, поэтому приходится запоминать их по номерам. Отдельного упоминания стоят пронизанный висящим в воздухе напряжением флейтово-кларнетный «track05» из локаций с боссами, динамичная босса-нова (не помню, откуда) «track09», романтичный кул-джазовый «track07» из «валентиночной» локации и поистине грандиозно-жуткий, сравнимый по эпичности с «Так говорил Заратустра», «track17» из предпоследней локации перед встречей главного героя с канализационным демиургом. Чудесная и самобытная работа – и игра, и ее саундтрек! Впрочем, как и все работы мультипликатора Максимова и музыканта Герасимова!
#анатолий_герасимов #полная_труба #avantgarde #jazz #ambient #DA_Vision